Учитель – носитель ценностей

Учитель – носитель ценностей

Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.     Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.  В детстве мечтала стоять у доски и открывать детям новые горизонты, новые перспективы. Часто я проигрывала эти ситуации со своими подружками, а иногда моими учениками были куклы. Мне безумно хотелось поскорее стать взрослой и получить специальность, о которой я так мечтала! И вот моя мечта осуществилась, воплотились в жизнь все мои детские «уроки»… я стала учителем, стала частью важного процесса, который называется «образование».

Что такое образование? Для меня образование — это образование новой личности. Личности становящейся субъектами отношений и сознательной деятельности. Личности — субъекта социокультурной жизни, носителя индивидуального начала, самораскрывающихся в контексте социальных отношений. Личности доброй, готовой к жизни. Процесс взращивания новой личности проходит путем контакта состоявшейся личности с растущей, и эта, взрослая личность должна быть зрелой, сознательной, целостной, чтоб суметь воспитать достойного члена общества.

Педагог, на мой взгляд, в первую очередь должен обладать не знаниями, их можно и в книжках почерпнуть, а умением жить в современном мире в гармонии с ним, должен обладать опытом и мудростью, которые хочет передать учащемуся.

Самое главное в образовании новой личности — это взращивание в ней ценностей. Ценностей любви, честности,  чистоты, ценности своего и чужого труда, ценности семьи, ценности Родины. А для того чтоб взращивать их в воспитанниках, педагог должен сам ими обладать. И когда он ими обладает, он транслирует эти ценности детям в каждом слове, жесте, поступке, и, иной раз, даже не замечая, этим самым уже делает вклад в будущего Человека.

Многие считают, что учитель должен быть строгим, смотреть на своих учеников с высоты прожитых лет и большого жизненного опыта. Нет. Вовсе нет! Доброта, любовь, милосердие, умение увидеть в ребенке  главное. Вот они, самые важные, качества настоящего учителя. На мой взгляд, учитель – это человек вне времени, вне моды. Он должен всегда быть на шаг впереди, чтобы ученикам было чему учиться. Только такой учитель может передать своим воспитанникам  духовно-нравственные ценности. Духовность и нравственность – это понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Так что же такое духовно-нравственное воспитание? Духовно- нравственное воспитание – это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Главная цель духовно-нравственного воспитания – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации. При формировании духовно-нравственной культуры важно опираться на эмоции и простые человеческие чувства, такие как сопереживание, гордость, стыд, жалость. Чтобы наши ученики постигали окружающий мир не только с помощью разума, но и сердцем, пропуская через свою душу. Учитель должен донести до своих воспитанников самые светлые, добрые человеческие качества. Не всегда это просто. Невероятно трудно оценивать себя со стороны и понимать, что ты иной раз не достаточно точен в своих методах воспитания, что твои личностные качества, потребности побеждают общественные требования, что ты не тот идеальный мастер, в руки которого можно отдать зреющее сознание человека. И ты учишься…Ты читаешь, исследуешь себя, выслушиваешь критику и стараешься, стараешься…И вот уже по-другому смотришь на детей, по-другому говоришь, по-другому общаешься с ними. Все меняется, стоит измениться одной маленькой детали в моем видении процесса образования. Меняется весь огромный мир школы, и это неизбежно, ведь все имеет значение. Надо только быть неравнодушным, переживать душой и быть профессионалом своего дела, в чем нет предела для совершенствования.

И я иду, в который уже раз иду по своей любимой березовой роще, иду в ставшую мне родной 9 школу, иду к вам, милые мои люди!